Дом главы религиозных караимских общин С. М. Шапшала – это двухэтажное здание 1916 года постройки с фасадом, обращенным на улицу Пушкина. Оно расположено в г. Евпатория посреди квартала № 295 и соседствует с домами Н. П. Кафаджи 1908 года постройки и угловым строением, выходящим на улицу Гоголя.
Постройка эклектична, так как умело сочетает в себе разнородные стилевые элементы и детали оформления, которые на первый взгляд совместить невозможно. Автор данного проекта до сих пор остается неизвестным. Однако с учетом принадлежности строения караимскому гахаму можно сделать вывод, что им был местный архитектор и, вполне возможно, уроженец Одессы.
С целью пластического обогащения и разнообразия фасада здания, по его краям и в центре проведена раскреповка. Наиболее выдающейся частью является средний выступ, увенчанный параболическим фронтоном. Над ним расположена башенка, по сторонам от которой находятся львы. Опорой для фронтона служат мужские фигуры атлантов, над которыми стоят тумбы. В центре его карниз разрывается и закручивается в две волюты – спиральные завитки с кружком внутри. Между ними помещено скульптурное изображение головы, принадлежащей женщине.
Главный вход украшает резная дверь. Ее края выделены парой гладких колонн, которые поддерживают карниз. Над балконом на уровне 2-го этажа находятся две коринфские колонны, каннелюрованные в верхней части. Они поддерживают тимпан, в нише которого имеется скульптурная группа, состоящая из 2-х мальчиков – один играет на дудочке.
Выступы сбоку оканчиваются аттиками со шпилем и металлическими куполами. Шпиль состоит из 4-х нервюр, пространство между которыми занимают шипы. Такие же острые выступы можно наблюдать на куполе виллы М. Б. Германа 1908 года постройки, расположенной неподалеку. Под аттиками лопатки оканчиваются женскими масками. Над круглым окном самого аттика помещен двуликий маскарон.
Пластика стен дома отличается особым богатством: 1-й этаж и цоколь расшиты кладкой с правильной перевязью, тонкие плиты разлинованы под треугольники, а крупные блоки имеют шероховатую поверхность. Такими же брызгами шероховатого раствора обработан цоколь, пространство внутри центрального фронтона, по бокам от окон 2-го этажа и под карнизом. Такое стилевое решение в сочетании с горизонтально разлинованными гладкими лопатками создает неповторимую игру света и тени.
Оконные наличники 1-го этажа с закругленными углами оснащены рядом швов. Над выделенным замковым камнем располагается розетта с крыльями. Чуть выше окон верхнего яруса имеется скромный сандрик на 2-х кронштейнах, между которыми виднеется орнамент.
Под карнизом находится фриз из гирлянд и крученые пояса, свисающие по лопаткам.
В правом углу цементно-мозаичного пола во входном коридоре выведена фамилия И. Ф. Гавронского. Именно в его мастерской были выполнены все лепные и скульптурно-художественные работы.
В целом дом, сложенный из ракушечника серого тона, созвучного с естественным цветом цемента, отличается избыточной декоративностью. Степень ее чрезмерной насыщенности сближает данное строение с гостиницей «Бо-Риваж», а его отдельные архитектурные элементы напоминают стиль архитектора А. Л. Генриха.
Вас может заинтересоватьз>